Размышления на тему:
«Обучающиеся города и регионы»
Работу выполнила
Г.Г. Невская,
директор МБОУ «КСОШ №3»
г. Кингисепп
В последние
десятилетия подход к образованию существенно изменился. На первый план
выступает процесс познания, а не преподавания, как это было при
традиционном обучении. Такой подход предполагает формирование выпускника
общеобразовательной школы, как человека образованного, успешного, мотивированного на обучение в
течение всей жизни, который сумеет адаптироваться в обществе и меняющимся в нем
условиям.
В национальной инициативе «Наша новая школа» говорится (цитата): «навыки
непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и
обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. Школьное
образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к
осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной
самостоятельной жизни. От того, как будет устроена школьная действительность,
система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении
профессионального образования, и вся система гражданских отношений. Школьное
образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального
обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального
успеха, так и долгосрочного развития всей страны» (конец цитаты).
Введение новых федеральных
государственных образовательных стандартов ставит нас перед многими
проблемами, в том числе, перед необходимостью переосмысления и изменения
подходов в образовании. Работая уже долгие годы руководителем ОУ, могу из опыта
сказать, что это дается не очень легко. Одна из проблем, на мой взгляд, в том,
что сегодня в школе работают, в основном, учителя, получившие классическое
педагогическое образование еще в «той» системе, когда главным были знания,
умения, навыки. И отойти от этой парадигмы учителю крайне
сложно. Но, учитывая, что работники образования – это, по определению,
передовая часть общества, так или иначе, мы это делаем.
В этой связи, мне кажется, идея обучающихся регионов, просто
замечательная. Учитывая постоянно меняющиеся условия общества, как в
социальном, так и в экономическом плане, данное направление работы актуально и
целесообразно. Это идет в унисон с целями и задачами современного образования,
а именно: подготовка выпускника, открытого к общению, умеющего работать в
команде, толерантного, способного быстро
адаптироваться в условиях быстро меняющегося социума и экономики, имеющего
желание всегда оставаться успешным и, обязательно, адекватно соотносящего свои
желания, возможности и усилия, которые надо приложить для реализации
поставленной цели, способного обучаться в течение всей жизни.
В чем мне видятся проблемы…
Прежде всего в том, что общество, в целом, не готово, в силу разных
причин. Это вопрос, который предлагается
как бы «сверху». Реальная потребность,
т.е. необходимость, есть, а спроса нет, либо есть, но очень ограниченный.
Понятно, что обучение граждан многосторонне. Хочу, как пример, остановиться на одном направлении: в настоящее
время, при внедрении информационных технологий, государственных услуг в
электронном виде, развитии сетевых взаимодействий, очень актуально умение
пользоваться компьютером. Но, на мой взгляд, на таком уровне осмысления,
который заложен в статье, к сожалению, возрастные категории граждан не видят
проблемы. Молодежь, в принципе, в таком обучении (что касается компьютерных
технологий) нуждается в меньшей степени
и, по необходимости, может обучаться самостоятельно. Что касается среднего
поколения, на мой взгляд – процентов пятьдесят населения не владеют компьютером
и не видят в этом необходимости. Даже мои ближайшие коллеги-руководители
(некоторые), рассматривают компьютер ни как инструмент в современной работе, а
как дополнительную нагрузку. Т.е., все дело в степени осознания и внутреннем
сопротивлении.
Прочитанная мной
статья ОБУЧАЮЩИЙСЯ РЕГИОН КАК МИРОВОЙ
ФЕНОМЕН
(Крупкин А.В., , к.э.н., Литвинова Н.П., д.э.н.,проф.,
Маркушева В.В.,
Иванова Л .А. к.п.н.):
1.
абсолютно созвучна
с моими представлениями о развитии образовательного пространства нашего района
и города.
2.
Мои размышления, описанные выше, именно о том, что
развитие системы образования принципиально совпадают
с идеей создания обучающихся регионов.
3.
Работа над проектом, на мой взгляд, даст социально-экономический эффект.
Выиграют от его реализации и конкретные граждане (адаптация в меняющемся
социуме), и общество в целом (эффективное использование человеческих ресурсов).
4.
Проблемы,
которые я вижу…Какая структура будет координатором проекта? Я представляю,
что это может быть центр занятости, как вариант, либо аналогичные структуры.
Что касается школ, то школы могут быть партнерами в конкретных направлениях.
Это мой взгляд на данный вопрос.
Комментариев нет:
Отправить комментарий