четверг, 12 ноября 2015 г.

Размышления на тему: «Обучающиеся города и регионы»




Размышления на тему: «Обучающиеся города и регионы»

Работу выполнила
Г.Г. Невская,
директор МБОУ «КСОШ №3»
г. Кингисепп
В последние десятилетия подход к образованию существенно изменился. На первый план выступает процесс познания, а не преподавания, как это было при традиционном обучении. Такой подход предполагает формирование выпускника общеобразовательной школы, как человека образованного,  успешного, мотивированного на обучение в течение всей жизни, который сумеет адаптироваться в обществе и меняющимся в нем условиям. 

В национальной инициативе «Наша новая школа» говорится (цитата): «навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни. От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны» (конец цитаты).
Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов ставит нас перед многими проблемами, в том числе, перед необходимостью переосмысления и изменения подходов в образовании. Работая уже долгие годы руководителем ОУ, могу из опыта сказать, что это дается не очень легко. Одна из проблем, на мой взгляд, в том, что сегодня в школе работают, в основном, учителя, получившие классическое педагогическое образование еще в «той» системе, когда главным были знания, умения, навыки. И отойти от этой парадигмы учителю   крайне сложно. Но, учитывая, что работники образования – это, по определению, передовая часть общества, так или иначе, мы это делаем.
В этой связи, мне кажется, идея обучающихся регионов, просто замечательная. Учитывая постоянно меняющиеся условия общества, как в социальном, так и в экономическом плане, данное направление работы актуально и целесообразно. Это идет в унисон с целями и задачами современного образования, а именно: подготовка выпускника, открытого к общению, умеющего работать в команде, толерантного,  способного быстро адаптироваться в условиях быстро меняющегося социума и экономики, имеющего желание всегда оставаться успешным и, обязательно, адекватно соотносящего свои желания, возможности и усилия, которые надо приложить для реализации поставленной цели, способного обучаться в течение всей жизни.

В чем мне видятся проблемы…
Прежде всего в том, что общество, в целом, не готово, в силу разных причин. Это  вопрос, который предлагается как бы «сверху». Реальная потребность, т.е. необходимость, есть, а спроса нет, либо есть, но очень ограниченный.
Понятно, что обучение граждан многосторонне. Хочу, как пример, остановиться на одном направлении: в настоящее время, при внедрении информационных технологий, государственных услуг в электронном виде, развитии сетевых взаимодействий, очень актуально умение пользоваться компьютером. Но, на мой взгляд, на таком уровне осмысления, который заложен в статье, к сожалению, возрастные категории граждан не видят проблемы. Молодежь, в принципе, в таком обучении (что касается компьютерных технологий)  нуждается в меньшей степени и, по необходимости, может обучаться самостоятельно. Что касается среднего поколения, на мой взгляд – процентов пятьдесят населения не владеют компьютером и не видят в этом необходимости. Даже мои ближайшие коллеги-руководители (некоторые), рассматривают компьютер ни как инструмент в современной работе, а как дополнительную нагрузку. Т.е., все дело в степени осознания и внутреннем сопротивлении.
Прочитанная мной статья ОБУЧАЮЩИЙСЯ РЕГИОН  КАК  МИРОВОЙ  ФЕНОМЕН
(Крупкин  А.В., , к.э.н.,       Литвинова Н.П., д.э.н.,проф.,
Маркушева  В.В.,    Иванова Л .А.   к.п.н.):
     
1.      абсолютно созвучна с моими представлениями о развитии образовательного пространства нашего района и города.
2.      Мои размышления, описанные выше, именно о том, что развитие системы образования принципиально совпадают с идеей создания обучающихся регионов.
3.      Работа над проектом, на мой взгляд, даст социально-экономический эффект. Выиграют от его реализации и конкретные граждане (адаптация в меняющемся социуме), и общество в целом (эффективное использование человеческих ресурсов).
4.      Проблемы, которые я вижу…Какая структура будет координатором проекта? Я представляю, что это может быть центр занятости, как вариант, либо аналогичные структуры. Что касается школ, то школы могут быть партнерами в конкретных направлениях.
Это мой взгляд на данный вопрос.

Комментариев нет:

Отправить комментарий