МОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным
изучением отдельных предметов»
Погружение в проблему дифференцированного и
индивидуального обучения во время проведения дня методической учебы
«Моделирование
развивающей среды, способствующей раскрытию личностного потенциала обучающихся
через дифференциацию и технологию
индивидуального обучения».
Выступление
директора школы
Г.Г. Невской
г. Кингисепп.
02.12.2010
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы проводим день методической учебы по теме «Моделирование
развивающей среды, способствующей раскрытию личностного потенциала обучающихся
через дифференциацию и технологию
индивидуального обучения».
Для нас
очевидно, что дифференциацию и технологию индивидуального обучения нельзя
рассматривать вне личностно-ориентированного обучения.
В национальной
инициативе «Наша новая школа» говорится (цитата): «навыки непрерывного
образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять
профессиональный путь формируются со школьной скамьи. Школьное образование
обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному
выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной
жизни. От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений
школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального
образования, и вся система гражданских отношений. Школьное образование сегодня
представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека
и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и
долгосрочного развития всей страны.
От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.
От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.
Каким должно
быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как
оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских
граждан?
В первую
очередь, главным результатом школьного образования должно стать его
соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах
необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые
пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты,
творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся
изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать
собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать
интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные
особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школ. Младшие
школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является
формирование мотивации к дальнейшему обучению. Подростки учатся общаться,
самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя
не только в учебной, но и в других видах деятельности. Старшие школьники,
выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы
профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной
деятельности. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность
осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны». (Конец цитаты)
В последние десятилетия
подход к образованию существенно изменился. На первый план выступает процесс познания, а не преподавания, как это было при традиционном обучении. Важность
такого подхода к образованию очень точно выразил один видный американский
бизнесмен Джон Гриллос (в Интернете его цитируют очень многие ученые и педагоги-исследователи).
Гриллос заявил, что его мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний
в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год
и эти знания устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо
важнее, считает бизнесмен, чтобы в экономику приходили молодые люди, умеющие
самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно
совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если
окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им
придется заниматься всю их сознательную жизнь.
Особенность работы школьного
учителя заключается в том, что мы находимся в постоянном поиске эффективных
путей для реализации этой главной задачи – воспитать образованного, успешного человека, мотивированного на
обучение в течение всей жизни, который сумеет адаптироваться в обществе и
меняющимся в нем условиям. Задача, конечно, не из простых.
Для ее
реализации нам, как профессионалам, необходимы профессиональные знания. Опираясь
на то, что личность – это единство психических свойств, составляющих ее
индивидуальность, реализуется важный психолого-педагогический принцип
индивидуального подхода, согласно которому в процессе обучения с учащимися,
учитываются индивидуальные особенности каждого ученика. Говоря простым языком, азами этих знаний
является учет возрастных физиологических и психологических особенностей,
особенностей темперамента, условий, в которых дети проживают и воспитываются.
Само слово
«дифференциация» означает разделение, а разделить детей на типы для учета их
особенностей в обучении можно только хорошо зная их, то есть применяя
индивидуальный поход к каждому.
Основой дифференцированного обучения
является личностно – ориентированный подход.
Дети приходят в школу с разным уровнем
развития
По теории Выготского
Л.С. можно
определить, по меньшей мере, два уровня развития ребенка, без знания которых мы
не сумеем найти верное отношение между реальным уровнем детского развития и
потенциальными возможностями его обучения в каждом конкретном случае. (Слайд 1)
Первый уровень
|
уровень “актуального развития” психических
функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже
завершившихся, циклов его развития. Здесь речь идет об актуальном уровне
подготовленности учащегося, характеризуемом тем, какие задания он может
выполнять самостоятельно, без помощи взрослых.
|
Второй уровень
|
уровень, отражающий психический потенциал
развития личности, это “зона ближайшего развития”. Данный уровень
свидетельствует о том, чего не может ребенок выполнить самостоятельно, но с
чем он справляется с небольшой помощью.
|
Первый – это уровень “актуального развития” психических функций
ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся, циклов
его развития. Здесь речь идет об актуальном уровне подготовленности учащегося,
характеризуемом тем, какие задания он может выполнять самостоятельно, без
помощи взрослых.
Второй – это уровень, отражающий психический потенциал развития личности,
это “зона ближайшего развития”.
Данный уровень свидетельствует о том, чего не может ребенок выполнить
самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью.
Зоны
актуального и ближайшего развития у учеников свои, а отсюда разная динамика
(темпы) умственного развития.
Нельзя уравнять
разных по способностям учеников. И это очевидно Способный ученик может потерять
интерес к предмету из-за низкого уровня трудности предлагаемых заданий, а
«слабый» ученик опустит руки и вовсе перестанет думать там, где для него
оказалось непреодолимое препятствие.
Организуя
дифференцированное обучение, необходимо учитывать индивидуальные особенности
детей, определить те признаки, по которым ученики будут делиться на группы,
определить отбор содержания образования в условиях дифференциации. И, главное, не ошибиться.
Как пример хочу
продемонстрировать характеристики темперамента
и принципы педагогического подхода к учащимся с разными темпераментами и некоторые другие отличия, которые необходимо учитывать при работе с детьми разного возраста. (Слайд 2) (Слайд 3)
и принципы педагогического подхода к учащимся с разными темпераментами и некоторые другие отличия, которые необходимо учитывать при работе с детьми разного возраста. (Слайд 2) (Слайд 3)
Темперамент
|
Характеристика
|
Педагогический подход
|
Сангвиник
|
«+»: жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность
«–»: склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие,
поверхностность, сверхобщительность, ненадежность
|
-Вовлеченность в разнообразные интересные для него виды деятельности
- Широкий круг общения
- Условия для проявления инициативы
- Контроль деятельности
-Контроль результативности
|
Холерик
|
«+»: энергичность, увлеченность, подвижность, целеустремленность
«–» : вспыльчивость, агрессивность, невыдержанность, нетерпимость,
конфликтность
|
-Постоянная занятость для выхода энергии
-Аргументированное выставление
оценок
-Контроль и руководство
выполнения учебных заданий
-Уважительное отношение к
личности для предупреждения агрессивных взрывов
-Тренировка выдержанности и
эмоциональной устойчивости
|
Темперамент
|
Характеристика
|
Педагогический подход
|
Флегматик
|
«+»: эмоциональная устойчивость, постоянство, терпеливость,
самообладание, надежность
«–»: медлительность, «толстокожесть», эмоциональная холодность, необщительность
|
-Индивидуальные задания и индивидуальный темп работы
-Включение в группу только с
согласия самого подростка (не навязывать ему общение)
-Невмешательство во внутренний
мир
-Четкое целеполагание и
мотивация урочной деятельности
|
Меланхолик
|
«+»: чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность,
способность к сочувствию
«–»: низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость,
застенчивость
|
-Обстановка взаимоуважения и тактичного общения на уроке
-Исключение соревновательных ситуаций
-Долговременные поручения, совпадающие с интересами подростка
-Защита от грубости, необоснованных подозрений и обвинений
-Акцент на успехах
-Индивидуальное обсуждение ошибок и промахов
|
И если мы с вами
осмыслим это в очередной раз, будем иметь желание работать именно, учитывая индивидуальные особенности детей (а
современные подходы к обучению и воспитанию предполагают именно это),
результаты нашей работы будут заметны.
Цитата
из Национальной инициативы «Наша новая школа»: «Естественно, такая школа требует и новых учителей. Понадобятся
педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие
особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других
областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать
самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные
и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя –
ключевая особенность современной школы».
На заседаниях
методических объединений, которые пройдут в понедельник, 6 декабря, необходимо проанализировать оправданность
представленных технологий и методических приемов работы с учащимися, еще раз
осмыслив понятийный материал «дифференцированное
обучение», «индивидуальный подход» и «личностно-ориентированный подход».
Несмотря на то,
что дифференцированное обучение в настоящее время широко распространено в
практике образовательной школы, отношение к нему неоднозначное. И это понятно.
Ни один вопрос не может быть без определенных «допусков», особенно, если он
касается образования человека и сферы взаимодействия людей... В этой связи
очень важно осознание самим учительством своей «миссии». Необходимо помнить и руководствоваться
принципом «не навреди», ведь у нас просто нет права на ошибку.
Поэтому
сегодня во время педагогического совета мы поговорим, и, возможно, получится
подискутировать с позиции «за» и
«против» по заявленной теме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий