четверг, 12 ноября 2015 г.

Введение стандартов нового поколения – это реалии сегодняшнего дня.




ЭПИГРАФОМ к обсуждению темы, которая заявлена сегодня как тема дня методической учебы, я бы хотела взять слова Николая Рериха:
«Новый мир имеет новые условия
и требует новых действий»


Уважаемые коллеги!
Нам с вами повезло жить в эпоху не просто перемен, а стремительных перемен.
И перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Введение стандартов нового поколения – это реалии сегодняшнего дня.
В нашей школе уже третий год идет апробация стандартов нового поколения. В начальной школе – это 3абв классы. С 1 сентября 2012 года - на ступени основного общего образования – в 5а классе. С 1 сентября  2013 года в пилотном режиме мы начинаем работать по введению стандартов в старшей школе.
Системно-деятельный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.

 Парадигма современного образования – это ориентация на личность.
В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов и, как важнейшее условие, - формирование новых взаимоотношений обучаемого и обучающего
Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития.                             Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. То же самое можно сказать и о выпускнике старшей школы, сравнивая с выпускником предыдущей ступени.
Как пример:
·        выпускник начальной школы — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности
·         выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.
·        Выпускник старшей школы - владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.
Кроме того, если в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, то в среднем звене — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством. А в старшем звене это  социально активный гражданин, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством. Это наряду с другими характеристиками портрета выпускника школы, которого мы с вами должны подготовить.
     Современный учитель, работая по формированию УУД, прежде всего сам должен обладать ими. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был, взрослый - это тот человек, который «открывает» ему реальный мир.
И наша задача – помочь раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
Сегодня в рамках проведения дня методической учебы мы посмотрим открытые уроки и мастер-классы  по формированию универсальных учебных действий, и вы сможете посмотреть тот опыт, который накоплен в нашей школе и конкретно опыт тех учителей, которые сегодня им делятся.
Открытые мероприятия давно перестали быть просто показательными, которые мы анализировали с точки зрения правильности их проведения. Мы  делимся накопленным опытом, одновременно учимся сами, и взгляд коллег для нас важен. Надеюсь, что во второй части педагогического совета будут желающие выступить, кроме тех, кто уже заявился для выступления.
Желаю всем плодотворной работы на сегодняшний день.

Личностные УУД
·        Помните, что каждый ребенок  – индивидуален. Помогите
найти в нем его индивидуальные личные особенности.
·        Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте
индивидуально-психологические  особенности каждого
ученика. Используйте данные  психологической диагностики.
·        Помните, что главным является не предмет, которому вы
учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет
формирует личность, а учитель своей деятельностью,
связанной с изучением предмета.
Регулятивные УУД
·        Научите ребенка контролировать свою речь при выражении
своей точки зрения по заданной тематике.
·        Научите ребенка контролировать, выполнять свои действия по
заданному образцу и правилу.
·        Помогите ребенку научиться адекватно оценивать
выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Познавательные УУД
·        Если вы хотите, чтобы дети усвоили материал по вашему
предмету, научите их мыслить системно (например, основное
понятие (правило) – пример – значение материала).
Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее
продуктивными методами учебно-познавательной
деятельности, учите их учиться.
·        Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто
использует на практике. Найдите способ научить ребенка
применять свои знания.
·        Творческое мышление развивайте всесторонним анализом
проблем; познавательные задачи решайте несколькими
способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Коммуникативные УУД
·        Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его
ответа на вопрос задавайте ему  наводящие вопросы, составьте
алгоритм пересказа текста.
·        Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте,
различные виды игр, дискуссий и групповой работы для
освоения материала.
·        Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы
по материалу (например, Кто? Что? Почему?  Зачем? Откуда? и
т.д.), переспрашивать, уточнять.
·        Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников,
Их интересы, особенности развития.


Овладение УУД ведет к освоению содержания, значимого для
формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры,
сохранения окружающей среды и собственного здоровья, использование
знаний, умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности.

Портрет выпускника школы
 Это – гражданин:
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.


Комментариев нет:

Отправить комментарий